Что такое государственная регистрация прав на недвижимое имущество?

О том, какие документы необходимо подать для регистрации и сколько ждать, рассказывает министр юстиции Украины.

Немало граждан подает в суд о признании права собственности на квартиру, долго судятся и, наконец, выигрывают дело. Получив же решение, не знают куда обратиться. Особенно пожилые люди, которым сложно самим разобраться в законах. Что делать в таких случаях, консультирует министр юстиции Украины Павел Петренко.

«Для того чтобы избежать путаницы, прежде всего хочу объяснить, что такое государственная регистрация прав на недвижимое имущество, – говорит глава минюста. – Это официальное признание и подтверждение государством фактов приобретения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество».

Какие права подлежат государственной регистрации?

В нашем государстве обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество подлежат:

  • право собственности;
  • вещные права, производные от права собственности такие как право пользования (сервитут), право пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) право застройки земельного участка (суперфиций), ипотека и т.д.;
  • право собственности на объект незавершенного строительства.

К кому необходимо обратиться?

Сегодня государственной регистрации, в том числе права собственности на объекты недвижимого имущества (квартиру), осуществляют:

  • исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов, Киевская, Севастопольская городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации;
  • аккредитованные субъекты;
  • нотариусы.

Какие документы необходимо представить для государственной регистрации права собственности?

Для регистрации права собственности на недвижимое имущество на основании решения суда необходимо представить следующие документы:

  • паспорт и налоговый номер;
  • решение суда, вступившее в законную силу, о праве собственности и других вещных прав на недвижимое имущество или определения суда об утверждении (признание) мирового соглашения с оригиналом подписи секретаря и мокрой печатью
  • квитанция об уплате административного сбора за государственную регистрацию прав.

Как долго ждать?

«В общем, государственная регистрация права собственности и других вещных прав (кроме ипотеки) проводится в течение 5 рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления в Государственном реестре прав и составляет 190 грн», – отмечает Павел Петренко.

По желанию лица, регистрационные действия могут совершаться в меньшие сроки, но придется заплатить дополнительно. За регистрацию в течение 2 рабочих дней — 1920 грн, за регистрацию в течение 1 рабочего дня — 3840 грн, а если в течение 2:00 — 9600 грн.

Могут ли отказать в государственной регистрации прав?

Так, Закон Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременения» содержит перечень обстоятельств, из-за действия которых может быть отказано в государственной регистрации прав. Министр юстиции приводит несколько из них:

  • заявленное вещное право, обременение не подлежат государственной регистрации в соответствии с этим Законом;
  • заявление о государственной регистрации прав подано ненадлежащим лицом;
  • представленные документы не соответствуют требованиям, установленным Законом;
  • представленные документы не позволяют установить приобретение, изменение или прекращение прав на недвижимое имущество;
  • имеющиеся противоречия между заявленными и уже зарегистрированными вещными правами на недвижимое имущество и их обременениями;
  • имеющиеся зарегистрированные обременения прав на недвижимое имущество;
  • заявитель, обратившийся с заявлением о государственной регистрации прав, которое приведет к отчуждения имущества, внесен в Единый реестр должников.

Каков результат рассмотрения представленных документов?

По результатам рассмотрения заявления и документов, представленных для государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о государственной регистрации прав или об отказе в такой регистрации.

После проведения регистрационных действий и внесения соответствующей записи в Государственный реестр прав, формируется выписка из такого реестра, после чего регистратор / нотариус распечатывает выписку без использования специальных бланков с проставлением подписи и печати. То есть выписка из реестра, подтверждающая проведение регистрации права собственности.

Куда обращаться за более подробной консультацией и разъяснениями?

Если у вас остались вопросы по этому поводу, пожалуйста, звоните в контактный центр системы бесплатной правовой помощи по телефону 0 (800) 213-103, круглосуточно и бесплатно в пределах Украины. В центрах и бюро предоставления бесплатной правовой помощи по всей стране можно получить юридическую консультацию и правовую защиту.

Подготовил Николай ГРИГОРАШ

(по материалам пресс-службы Главного территориального управления юстиции в Одесской области)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *