Эйфель в Бессарабии

Гениальный инженер спроектировал не только знаменитую башню в Париже, но и несколько мостов в царской России.

Гюстав Эйфель родился в 1832 г. в городе Дижон, Франция, умер в возрасте 91 года в 1923 г. Похоронен в Париже. Гениальный французский инженер, создатель знаменитой 300-метровой башни в Париже, носящей его имя. Эйфель является создателем многих проектов мостов и стальных конструкций, разбросанных по всему миру и, в частности, на территории бывшей Российской империи.

Гюстав Эйфель в Бессарабии оказался в 1876 году. Это был его первый приезд в тогдашнюю Россию, связанный с повреждением недостроенного железнодорожного моста через реку Прут, вблизи города Унгены (Унгень), находившегося на территории Бессарабской губернии. В этот период времени 44-летний инженер был уже довольно опытным специалистом и работал в французской фирме, которая получила концессию на строительство железных дорог в Бессарабии.

Мост Эйфеля в Унгенах

Он был срочно направлен в Унгены для корректировки неудачного проекта и восстановления вышеуказанного моста, разрушенного сильным половодьем весной 1876 г. После внесения необходимых поправок в чужой проект мост был восстановлен и заново открыт 9 апреля 1877 г., всего за три дня до начала русско-турецкой войны 1877—1878 годов. У Эйфеля была «довольно легкая рука» и данное сооружение, благополучно прожив две мировые войны, и сейчас надежно связывает две братские страны – Молдавию и Румынию.

Здесь надо отметить, что из-за разницы в ширине европейской колеи (узкой – 1435 мм) и русской (широкой – 1520 мм) расхождение составляет 8,5 см, отчего Россия испытывала большие неудобства. Из-за этого приходилось переваливать военные грузы и пересаживать войска в румынские составы. Поэтому летом того же года по приказу царя Александра ІІ началось срочное строительство Бендеро-Галацкой железной дороги с выходом на порты Нижнего Дуная: Рени и Галац. Через 100 дней (с 10 июня по 7 ноября 1877 г.) она была сооружена и сдана в эксплуатацию. За это время было выполнено земляных работ на 4,5 млн. кубометров, сооружено 300 больших и малых мостов и водосливных труб, 15 станций и 4 разъезда со всеми необходимыми коммуникациями.

Однако это не единственное мостовое сооружение, построенное в России по чертежам гениального инженера. Так, в апреле 1892 г., он принял участие в конкурсе по проекту Троицкого моста через Неву в Санкт-Петербурге. По его проекту также были построены мост арочной конструкции на горнолыжном курорте в Бакуриани (Грузия), разводной (поворотный) мост в военной гавани Либавы (Латвия). При этом компоненты многих мостов изготавливались непосредственно в мастерской гениального архитектора во Франции, а затем по частям доставлялись туда, где были нужны.

Ярослав КОЗЫРЬ, географ, краевед, г. Рени

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *