Трудовые отношения в период карантина: как правильно оформить?

Постановлением Кабинета министров Украины от 11.03.2020 года  № 211 на период с 12 марта по 24 апреля введен карантин.

Как строить отношения работодателя с наемными работниками, чтобы не нарушить трудовое законодательство?

Первый, самый оптимальный вариант и для предприятия, и для сотрудника — это дистанционная (удаленная) работа, — говорит старший инспектор Главного управления Государственной службы Украины по вопросам труда в Одесской области Игорь Сорокин в своем интервью газете «Ренийский вестник».Если, конечно, род занятий позволяет и для удаленной работы имеются технические и организационные возможности. В этом случае работодатель издает приказ, что на период карантина работник будет выполнять свою работу дома. Зарплата выплачивается работнику в том же размере, что и раньше.

  1. Использование ежегодного отпуска и других отпусков

Если работник пожелает взять ежегодный отпуск или другие отпуска, на которые он имеет право (например: дополнительный отпуск работникам, имеющим детей или совершеннолетнего ребенка-инвалида с детства подгруппы А I группы, «чернобыльский» отпуск, отпуск участникам боевых действий и т. д.), работодатель может его отпустить. Даже если в утвержденном графике отпусков стояли другие даты. Ведь законодательство не запрещает корректировать график отпусков, тем более, сейчас для этого есть причина.

  1. Работа на условиях неполного рабочего времени

Согласно ч.1 ст. 56 КЗоТ по соглашению между работником и собственником (уполномоченным им органом) может устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Для этого работник предоставляет работодателю заявление, а руководитель издает приказ об установлении неполного рабочего времени. В таком случае предупреждение работника за два месяца об изменении существенных условий труда не требуется. Неполное рабочее время может устанавливаться как на определенный период, так и бессрочно.

  1. Гибкий режим работы

Если работник не желает терять заработок на время карантина, по его заявлению можно установить режим гибкого рабочего времени. Тогда работник сможет сам регулировать свое рабочее время – начало, окончание и продолжительность в течение рабочего дня. В этих условиях обязательным требованием является полная отработка работником установленного законодательством количества рабочих часов в учетном периоде.

  1. Оформление простоя

В сегодняшних условиях  простой на предприятии возник не по вине работника и не по вине работодателя. Причина простоя – форс-мажорные обстоятельства. Кстати, карантин теперь отнесен законом к форс-мажору (соответствующие изменения внесены Законом № 530 в Закон Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине»).

Правила оплаты простоя установлены ст. 113 КЗоТ, и они зависят от причины простоя. Если простой по вине работника – время простоя ему не оплачивается, а если по вине работодателя – оплачивается в размере 2/3 тарифной ставки (оклада).

Но у нас случай, который вписывается в определение, приведенное в ч. 3 ст. 113 КЗоТ, а именно «когда возникла производственная ситуация, небезопасная для жизни и здоровья работника или для людей, которые его окружают, и окружающей природной среды…». Такой простой оплачивается в размере среднемесячного заработка работника.

  1. Также возможны отпуск за свой счет, больничный.

Больше подробностей – в газете «Ренийский вестник» за 3 апреля 2020 г.

Получить консультации по вопросам, которые отнесены к компетенции Гоструда, можно по телефонам 0973741562, 04840-6-25-52. На Ваши вопросы ответит старший инспектор Главного управления Государственной службы Украины по вопросам труда в Одесской области Игорь Сорокин.

Подготовила Антонина БОНДАРЕВА

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *