«Дистанционное обучение: нет другого пути»,

— директор Ренийской школы №2 Вера Гулько. 

Завершается учебный год. В условиях военного положения школы Ренийской громады, педагоги, ученики и их родители столкнулись с новыми вызовами. О них рассказала в интервью газете «Ренийский вестник» директор Ренийской школы №2 Вера Ивановна Гулько.

В этом учебном учреждении на сегодняшний день по списку 615 учеников. Из них 100 выехали с родителями за границу, однако документы не забрали, являются учениками этой школы. Детей из семей переселенцев – 22.

— Сейчас школа это — Google Класс и ZOOM, — говорит директор. — Google Classroom — это бесплатная платформа смешанного обучения, разработанная компанией Google для образовательных учреждений, целью которой является упрощение создания, распространения и оценки заданий — двусторонняя связь между учеником и учителем. Это так называемое асинхронное обучение. А для синхронного обучения (здесь и сейчас) наша школа использует образовательную платформу Zoom. Каждый класс имеет код входа Google Класс. У каждого класса — свои предметы по расписанию. Дети, находясь дома, заходят на урок, где для ребенка высвечивается задание, которое он выполняет и сбрасывает учителю. После проверки учитель ставит оценку, которую ученик видит. Контрольные работы проводятся как в Google Классе, так и на сайте «На Урок». Можно использовать их тесты или создать свои.

Как рассказала Вера Ивановна, педагоги работают как в стенах школы, так и на дому. Горотдел образования с пониманием относятся ко всем вариантам.

— Не у каждого учителя есть возможность работать дома – тогда он приходит в школу, — рассказывает директор. — Многое зависит от качества Интернета: если в школе он слабый, уроки педагоги ведут из дому. Оргтехника есть. Начальная школа была обеспечена ноутбуками в рамках государственной программы «Нова українська школа». Ими были обеспечены также кабинеты физики, биологии, географии. В нашей школе два кабинета информатики. Также педагоги используют в работе свои ноутбуки. Учителя освоили новые методы преподавания. В 2019—2020 учебном году проводились семинары, в том числе практические, если возникали вопросы, нужна была помощь, наших учителей консультировали мои заместители. Сейчас уже все свободно пользуются веб-сервисами.

Общий уровень знаний стал ниже

— Конечно, лучше учиться очно – удается больше внимания привлечь, — продолжает директор. –  За экраном не видно, кто работает, а кто нет, бывает, дети начинают отключать камеры. Если ребенок добросовестный, он сам все выполняет. А если нет? Если родителей дома нет, некому контролировать, а ребенок заниматься не хочет, то учитель его не может заставить. В классе – другое дело: он перед тобой сидит за партой, ты видишь, что он написал, чем занимается. Уровень знаний, конечно, стал ниже. Еще один минус — социализации нет. Несмотря на то, что в школе дети выясняют отношения, где-то даже дерутся, они в коллективе, они учатся общаться, взаимодействовать. А сейчас каждый сам за своим экраном. Но самая большая проблема – это преподавание онлайн в 1 – 2 классах: с малышами рядом должны родители сидеть, по-другому не получается.

Санитарный регламент: время у компьютера ограничено

Педагогам приходится считаться с требованиями санитарного регламента: для каждой категории детей время пребывания за компьютером ограничено.

— Особенно начальная школа страдает, — говорит директор. – Им можно за компьютером находиться 20-25 минут, а урок 45 минут. Учителя должны учитывать санитарные требования при планировании и проведении урока. Мы выработали такой алгоритм: 20-25 минут учитель работает с детьми, а затем дает задание на 10-15 минут поработать с учебником, чтобы дети отошли от компьютера. Потом все  возвращаются в класс и подводится итог работы на уроке.

Сложнее стало работать учителям: проверка заданий забирает значительно больше времени, нежели раньше, когда приходилось пересматривать большие стопки тетрадей:

— Я, как директор, не имею такой нагрузки, как другие учителя, у меня всего пять классов. Но если я начинаю проверять работы, мне нужно 2 дня по 6-7 часов очень сосредоточенной работы. Открываешь работу ребенка, начинаешь проверять и писать комментарии — что у него не так. Нагрузка на глаза большая, зрение падает, я за год очки поменяла. Учителям рекомендуем самостоятельно распределять свое рабочее время, чтобы долгие часы за компьютером не сказались на здоровье.  Конечно, минусов много. Учителю сложно сделать опрос учеников – времени мало. Если кто-то не понял новую тему и начинает переспрашивать, опять же времени нет ответить на вопросы. Ко мне уже обратились трое родителей учеников шестых классов с просьбой оставить детей на второй год, поскольку, как они считают,  программа не усвоена. Есть соответствующее письмо нашего министерства, в котором говориться, что родители имеют право оставить детей на второй год. Эти вопросы будут рассматриваться на педсовете школы, который сейчас имеет очень широкие полномочия.

И все же «плюсы» есть – какие?

Однако при всех недостатках онлайн обучения у этой формы есть и свои плюсы – какие?

— Уроки стали красочные, — говорит Вера Ивановна. — Есть технические возможности «украсить» урок. Например, к заданию можно прикрепить презентацию, ученик ее открывает, изучает – это помогает справиться с вопросами. Дистанционное обучение приемлемо для ответственных учеников, которые умеют работать самостоятельно. В прошлом учебном году у нас было семь медалисток, и девочки сказали, что им очень помогло дистанционное обучение – было время работать по подготовке к ВНО. Еще один плюс — очень тесная связь с родителями. В каждом классе есть родительская группа в Вайбере, есть ученическая группа. Эту связь поддерживают классные руководители. У нас, педагогов, два чата: один для поздравлений с днем рождения, кто-то смешинку выставить и прочее, другой — исключительно рабочий.

Новые формы обучения – новые шалости

Дети и на удаленке остаются детьми и продолжают шалить. Напридумывали себе никнеймов, попробуй запомнить, кто такие Бешенная Белка, Пингвин Василий, Багира или Хрюндель. Многие педагоги требуют прекратить это безобразие и появляться в социальных сетях только под настоящими именами.

Ушли в прошлое старые шпаргалки, когда исторические даты или формулы записывали на полосках бумаги, на руках и ногах и т.д. Современное поколение с удовольствием изобретает новые формы.

— Например, они заходят на сайт «На урок» чтобы написать контрольную, но  регистрируются не один, а два раза, — приводит Вера Ивановна один из хитрых приемов. — Первый раз начинают выполнять задание и закрывают – автоматически высвечиваются все ответы. А дальше – дело техники. В прошлом году дети тренировалась, но мы «вычислили». Теперь учитель, если заметил двойную регистрацию, одну удаляет.

Изобретают не только дети – изобретают учителя:

— Дала недавно ученикам 10 классов контрольную на 45 минут, где задания построены так, что списать невозможно – ученик должен специально ответить на каждый конкретный вопрос, — рассказывает Вера Ивановна. – А чтобы ответить, надо знать темы, проанализировать. И ученики на таких контрольных, что приятно, подтверждаю свои текущие оценки.

Внимание, на уроке гости!

А как же контроль за работой самих учителей? Раньше и директор, и завучи посещали уроки. Была такая форма работы как открытый урок.

— И сейчас контроль осуществляется, — говорит директор. – Учитель бросает ссылку, как всем ученикам, и завуч по этой ссылке заходит на урок. Более того, две недели таким образом у нас посещали уроки консультанты Государственной службы качества образования. Восемь экспертов посетили в нашей школе 100 уроков. Это делалось с целью анализа образовательного процесса, чтобы можно был объективно оценить работу, выявить плюсы и минусы, оказать методическую   помощь. Мы поработали и ждем их рекомендаций — что нужно для улучшения образовательного процесса, в каком направлении работать. Также Государственная служба качества образования провела анонимное анкетирование среди родителей и учеников по особенностям работы школ в новых условиях. Замечаний высказано много. Ждем анализ, выводы и рекомендации.

Уехать нельзя остаться

Сегодня каждая семья, в которой растут дети, самостоятельно решает, где поставить запятую. Если говорить о Ренийской школе №2, то покинул страну каждый шестой ученик.

— Но не забрали документы, — рассказывает Вера Ивановна. – Поэтому продолжают оставаться нашими учениками. С каждым поддерживается связь. В горотделе образования есть гугл-таблица, в которую каждая школа заносит данные: кто из наших за границей и кто прибыл из переселенцев в Ренийские школы.

Родители, которые воспользовались возможностью вывезти детей за границу, получили там статус беженцев, разумеется, отдали детей в школу.

— В Германии четкое правило: ребенок должен ходить в школу, поэтому занятия онлайн в Ренийской школе №2, где еще числится ученик, он посещать уже не может. В Польше, в Чехии наши дети тоже пошли в школу. Некоторые родители нам сообщают, что намерены остаться за рубежом, возвращаться не будут, уже оформляют необходимые документы. Другие пока не приняли окончательного решения. Есть случаи, когда начинают возвращаться в Украину. Здесь многое зависит от ситуации и финансовых возможностей. Если говорить о выпускниках – в этом году нашу школу заканчивают 34 юноши и девушки – четверо выехали за границу, в Испанию, Болгарию, Германию.

— Сложное время, но стараемся, чтобы каждый ребенок был на виду, не потерять связь.

Выпускники и мультитесты

Выпускникам 2022 года не позавидуешь: до сих пор окончательно не решены все вопросы окончания школы. Да, ВНО и госэкзамены отменены, вместо них будут мультитесты по трем предметам – украинский язык, история и математика. Однако как будет это организовано, пока не ясно. И многое будет зависеть от обстоятельств.

— В настоящее время Центр тестирования собирает информацию о техническом обеспечении учебных заведений на базе которых можно провести онлайн  мультитест. Нужны компьютеры, стабильный Интернет. Мы знаем, что Центр будет работать 10 дней в две смены. Каждый ребенок приходит на определенное время, но пока не знаем куда. Везти куда-то детей, как раньше возили в Измаил и Одессу на ВНО, ответственность никто на себя не возьмет. Скорее всего сдача мультитестов будет организована на местах, в громадах. Сейчас изучаются их возможности. Не знаем, как будут сдавать мультитесты наши выпускники за границей. Возможно, будут организованы пункты при посольствах. Механизм должны выработать министерство образования и министерство иностранных дел.

В Северодонецке идут бои, но школы… продолжают работать

Продолжение обучения детей из семей переселенцев, которые приехали в Ренийскую громаду, тоже в процессе отработки.

— У нас учатся в десятом классе две девочки из Северодонецка, где идут бои, — приводит один из примеров В. Гулько. – Но с ними вышла на связь их, Северодонецкая школа. Им сказали: если они не будут в своей школе заниматься дистанционно, то не получат табель за десятый класс. А девочки хорошие, им понравилась Ренийская гимназия, потому что все предметы у нас есть, преподаются, чего не обеспечивает Северодонецкая школа. Девочки намерены, если останутся жить в Рени, в 11-м классе учиться уже официально у нас. Сначала к нам приходили дети из Николаева, но потом они вернулись к своим учителям: педагоги в Николаеве  продолжают работать. Каждый случай – индивидуальный, родители обращаются с разными вопросами, мы готовы оказать всяческое содействие.

Завершился наш разговор на оптимистической ноте:

— Сегодня мы очень рады тому, что до войны удалось осуществить два глобальных для школы проекта – заменить кровлю и сделать капитальный ремонт санузлов, — говорит Вера Ивановна. – Спасибо Игорю Плехову и всем тем, кто работал с ним в команде, кто изыскивал финансирование. Спасибо подрядчикам, которые быстро и качественно выполнили работы. Надеемся на лучшее. Надеемся увидеть своих учеников в школе, потому что мы, учителя, на самом деле по ним очень соскучились.

Антонина БОНДАРЕВА

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *