Компьютерные технологии в порту Рени: не боги горшки обжигают

Владимир Брошеван возглавил ИВЦ порта 42 года назад и до сих пор несет свою вахту! 

В истории развития Ренийского порта, который 18 декабря отмечает 205-летний юбилей, есть переломная веха, обозначенная скромной строкой: «21 декабря 1979 года открыт информационно-вычислительный центр, его возглавил В.М. Брошеван».

С тех пор прошло 42 года, а Владимир Михайлович Брошеван по-прежнему на своем рабочем месте — вот это результат! За это время пройден путь от громоздких агрегатных систем средств вычислительной техники – до оптоволоконной системы, связавшей все подразделения предприятия и упростившей многие процессы.

— В 205-летии порта 42 года – мои, — улыбается Владимир Михайлович, встретив нас на проходной. — Считайте, это 20 %, пятая часть…

Информация, подсчет, анализ, оптимизация – это вахта Брошевана. Не многие знают, что в городе Рени этот специалист оказался случайно. Хотя нет, таких случайностей не бывает…

Думал заработать в Рени пару живых копеек…

После окончания факультета автоматики и вычислительной техники Одесского политеха, супруги Владимир и Ольга Брошеван трудоустроились на Измаильском консервном комбинате. Тогда, в 1973 году это было мощнейшее предприятие, которое перерабатывало фрукты и овощи всего Придунавья, поставляя замечательные консервы на весь Союз Советских. На этом гигантском предприятии молодой «технарь» Владимир Брошеван занимался внедрением автоматизации во всех цехах предприятия.

В семидесятые годы начали внедрять новые технологи и на предприятиях морской отрасли. Однажды Владимира Михайловича пригласили в Дунайское пароходство и познакомили с начальником порта Рени. Он рассказал специалисту о намерениях идти в ногу со временем.

— Я просто подумал, что приеду в Рени, помогу портовикам запустить машину,  заработаю для семьи пару живых копеек, — вспоминает В. Брошеван. — Но когда я приехал в Рени и еще раз встретился с Игорем Борисовичем Орловым, чтобы обговорить подробности проекта, он мне сказал: «Вот шесть квартир для молодых специалистов, выбирайте любую и заселяйтесь; мы создаем ИВЦ, информационно-вычислительный центр и приглашаем вас на должность главного инженера».

В то время, когда у супругов Брошеван было уже двое маленьких детей, когда в Измаиле они скитались по съемным квартирам, собственное жилье — это был серьезный аргумент! А помимо квартиры – сразу хорошие подъемные, машина с прицепом для перевозки вещей, а для детей – места в детском саду. Сегодня о социальном пакете, который ранее получали портовики, Владимир Михайлович рассказывает с дрожью в голосе.

— Игорь Борисович Орлов — крестный отец вычислительного центра в порту. В те годы в Ренийском районе ничего подобного не было, — вспоминает В. Брошеван. — 21 декабря 1979 года мы своими силами завершили ввод и наладку двух АСВТ-М6000 — агрегатных систем средств вычислительной техники, поэтому именно эта дата считается днем рождения ИВЦ, наступлением новой эры Ренийского порта.

«Новая эра» зарождалась в полуподвальных помещениях

«Новая эра» изначально располагалась в полуподвальном помещении, откуда пришлось сначала выгрести весь мусор, а это были настоящие авгиевы конюшни. Сделали канализацию, вентиляцию.

— Машина АСВТ-М6000 — из класса управляющих, она предназначена для управления технологическими процессами, — поясняет нюансы ведущий специалист. — В те годы она использовалась на предприятиях химической промышленности, на электростанциях, в том числе атомных. Начальник порта Рени конкретный товарищ был, и дал нам команду: разрабатывайте задачу для учета завоза-вывоза экспортных грузов на условиях CIF (груз доставляется до порта выгрузки) и FOB (груз доставляется только к порту отправления). За три месяца задача была выполнена — мы приспособили АСВТ- М6000 к потребностям порта.

Дальше – больше: была поставлена задача автоматизации бухгалтерии. Большую эмоциональную поддержку оказала главбух порта Александра Шеметова, светлая ей память, которая настаивала на нововведениях. А вся бухгалтерия была в панике, люди боялись, что машины их заменят. Для руководителя ИВЦ в этот период времени самое сложное было не столько настроить машину (программу), сколько сознание людей, которые всячески сопротивлялись.

— Я объяснял, что машина никак не может заменить бухгалтера, — смеется над прожитым В. Брошеван. — Машина освободила их от рутинной работы, когда бедняги все «врукопашную» считали. Машина все это делала гораздо быстрее – и бухгалтерия могла заниматься другой работой. Внедрили – оценили!

За счет того, что Ренийский порт предоставлял жилье, В. Брошевану удалось «сосватать» ряд специалистов, в союзе с которыми и совершались прорывы по всем направлениям.

ИВЦ: быстрее, проще, эффективнее

Шаг за шагом, подразделение за подразделением — задачи внедрялись во все структурные подразделения порта. Вспомните, к примеру, автоучасток, через который перегружались автомобили, поступающие в двухъярусных вагонах.

— Они шли в порт Рени из Тольятти, 2 тысячи километров, — вспоминает В. Брошеван. – И мы подумали: пока состав в пути, мы можем принять всю сопроводительную документацию. Телетайпы в то время уже были. Переговорили с Тольятти, с железной дорогой – и нам начали гнать информацию. Вот отгружается состав – и нам сразу шлют телетайпом номера вагонов, марки машин, номера шасси и т.п. Пока состав неделю следует в порт Рени, вся учетная информация уже нами проработана. Состав прибыл, приемо-сдатчики быстренько все сверили по факту – и груз принят и готов к отгрузке на суда. Это значительно ускоряло обработку грузов.

В восьмидесятые годы на втором грузовом построили комплекс служебно-бытовых помещений, и вскоре начальник порта В.М. Шелест выделил в освободившемся старом здании служебно-бытовых помещений два этажа под ИВЦ. К тому времени уже добавились машины ЕС-1022 и ЕС-1033.

Вычислительная техника тех времен требовала обслуживания: в штате ИВЦ работали инженеры-электроники, механики, операторы (ЭВМ, подготовки данных), инженеры-проектировщики, инженеры-программисты. Был период, когда в ИВЦ порта работали 103 специалиста, в смене — от 10 до 15 человек, трудились круглосуточно. Сначала перфокарты, перфоленты, потом – о счастье! — магнитные ленты, поскольку они уже были многоразового использования.

— Тогда это был прорыв, и мы это сделали! – вновь с волнением переживает  пройденные этапы Владимир Брошеван. — Никогда в жизни я не ждал похвал – мы всегда работали для себя, нам это было в кайф!

Прогресс не стоял на месте, времени почивать на лаврах не было никогда. Составлялись непрерывные планы-графики работы порта, всего транспортного узла… Смежная работа порта и железной дороги… Какие-то программы брали у других портов и адаптировали под себя, чтобы не изобретать велосипед. Потом появилась необходимость делать то, чего не было нигде.

Время уже не шагало – оно бежало вперед: в порту появились машины СМ –дисплейные станции. Им уже обслуживающего техперсонала не требуется, коллектив ИВЦ оптимизируется. И снова – осваивай новое. Отныне зарплатные ведомости, проводка документации – все компьютеризировано.

Скорость и еще раз скорость!

Объем информации увеличивался – и лимитирующим фактором становилась скорость ее передачи. В. Брошеван убедил и.о. начальника порта Анатолия Махова приобрести новые скоростные радиомодемы.

— При начальнике порта Федоре Бедине мы внедрили новую систему учета грузов, формировали всю грузовую документацию, — продолжает вспоминать этапы развития В. Брошеван. – Просчету подлежало все, вплоть до расхода горючего каждым трактором, себестоимости воды и т.д.

После выхода в свет нового Закона Украины «О портах», когда единое предприятие разделялось на филиал «АМПУ» и ГП «РМТП», В. Брошеван настоял на сохранении  ИВЦ, как единой службы – чтобы не разрывать коллектив, не потерять его потенциал. И это подразделение осталось в структуре «АМПУ». В течение двух дней была сгенерирована модель информационной системы нового предприятия.

Объём обрабатываемой информации возрастал, количество одновременно работающих пользователей росло. Начали постоянно «зависать» компьютеры. Владимир Брошеван и его коллектив решают новую задачу – прокладка оптоволоконных линий связи. Теперь в порту связаны высокоскоростными, помехозащищёнными каналами межкомпьютерной связи все его подразделения, от управления, подразделений, бюро пропусков – и вплоть до пожарной охраны.

— Не боги горшки обжигают. Всё, что создано в порту в сфере компьютерных технологий, результат работы коллектива единомышленников, — говорит В. Брошеван. — А коллектив формировался с первого дня: приходили люди из разных отделов порта, учителя из школ, технологи, потом пошли молодые специалисты профильного образования. Мы постоянно учились – курсы переподготовки специалистов: инженеры-программисты, инженеры-электроники по обслуживанию различных устройств ЭВМ. Операторы (ЭВМ, подготовки данных), механики учились на месте, осваивая свой технологический участок работы. Незаметно «взрослея», коллектив стал кузницей кадров для различных служб порта и других организаций города.

…Сегодня большая часть сотрудников отдела работают в головном офисе предприятия, а Брошеван остается в своем кабинет на втором грузовом районе. Говорит, здесь очень важный участок – узел коммуникаций оптоволоконной сети, главная диспетчерская, портофлот, круглосуточная работа на причалах. В каком-то смысле Владимир Михайлович чувствует себя капитаном на своем «буксире».

Все есть лекарство и яд: это определяется только количеством

Как ни странно, сам двигатель прогресса до сих пор пользуется «кнопочным» телефоном, у него обычный бабофон.

— Не люблю все эти «навороты», — в сердцах говорит Брошеван. — Вы же знаете правило: все есть лекарство и яд: это определяется только количеством… Мой бабофон выполняет функцию связи — и этим меня вполне устраивает. У меня есть цифровой фотоаппарат, Интернет на работе и дома. А знания надо иметь в голове. Не хочу «зависать» с телефоном в руках. Сейчас родители повсеместно дают детям в руки мобильные телефоны – не только дети, но и взрослые становятся рабами гаджетов! Многие ученые об этом уже криком кричат!

…Владимир Михайлович провел нас по пустым коридорам ИВЦ, где некогда стоял гул голосов и машин. Сейчас здесь тихо. На стенах еще сохранились репродукции полотен художников с мировым именем, которые так любили «технари» — инициатива картинной галереи принадлежала Анатолию Бондаренко, светлая ему память.

В одном из помещений еще стоит теннисный стол, где в свободные минуты шли ожесточенные баталии. Они вместе отмечали все праздники, юбилеи и даже свадьбы. Именно здесь, в ИВЦ соединили свои судьбы такие специалисты, как Юрий и Вера Пищало, Валерий и Елена Плахотник. О таких замечательных событиях напоминают многочисленные стенды с фотографиями…

— Я всегда был счастлив, что приехал в Рени, — говорит Владимир Михайлович. — Город интересный, маленький, все рядом, тихое пасторальное место, красивые озера. Да, в молодости хотел жить в большом городе, но потом понял – хочу в тихом. В Ренийском порту я получаю большое удовольствие от своей работы и вижу в ней отчасти смысл жизни.

Антонина БОНДАРЕВА

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *