О ренийских катакомбах

Сеть подземных ходов в нашем городе возникла из-за случайного соединения между собой частных подвалов.

Катакомбы (от латинского catacomba) – это обширные подземелья в Риме, Париже, Одессе и других городах мира, образовавшиеся в процессе добычи камня или ракушечника для строительства жилых домов, а после и промышленных предприятий.

В нашем небольшом городе, который сегодня отмечает 470-летний юбилей, катакомб никогда не было. Для строительных нужд здесь использовалась глина, которая извлекалась с поверхности или небольших карьеров. Дома в Рени были в основном саманные (саман – от турецкого и гагаузского saman – «солома»). Это были кирпичи (лампачи), высушенные на солнце. Они состояли из смеси глины и соломы. Впоследствии более состоятельные граждане строили дома из обожжённого в печах кирпича.

Однако отсутствие холодильников и ледников привело к тому, что хорошие хозяева старались соорудить добротный подвал (погреб). Иногда эти сооружения при их удлинении стихийно и случайно соединялись с другими такими же сооружениями. При этом образовалась бессистемная сеть подземных ходов в Рени.

В центре нашего города эти ходов было намного больше. Ведь здесь раньше находилась Базарная площадь, то есть рынок. На ней располагалось много питейных заведений и продуктовых магазинов. Каждое из них имело приличный погреб, зачастую обложенный обожженным кирпичом. Здесь же, по-видимому, находилась мусульманская (турецкая) мечеть. Турки, которых в Рени находилось относительно мало, с удовольствием приглашали на службу некоторых состоятельных и, прямо скажем, продажных местных жителей. При этом чтобы приобрести «протурецкий» вид они меняли свои дедовские фамилии путем прибавления к ней приставки кара-: (Караиван, Карагеоргий…) или окончания -огло, что означало «сын отца» (Мариногло, Папазогло…). Этих «друзей» турок сейчас бы назвали коллаборационистами.

Все они вместе очень боялись украинских казаков, которые часто совершали набеги в наши края. Поэтому турки и их «союзники» объединились в строительстве подземного хода и в продлении его в сторону Дуная под нынешней улицей Шевченко. Его выход был на обрывистом левом берегу реки, вблизи ливневого коллектора.

Здесь, на берегу, беглецов, по-видимому, ожидали вместительные лодки с дежурными гребцами. На них можно было спокойно переправиться на противоположный правый (румынский) берег Дуная (по-турецки Tuna).

Поэтому строительство перехода под Дунаем не имела никакого смысла. К тому же, турецкий гарнизон в Рени (Тамарово) был очень малочисленным. О таком же варианте думал генералитет знаменитой Измаильской крепости, гарнизон которой достигал более 35 тысяч человек. Однако прорыв 11 декабря 1790 года в Дунай черноморской гребной флотилии под командованием Де Рибаса решил турок этой спасительный возможности. Следует добавить, что прилегающая к коллектору территория относилась в 50-е годы прошлого века к городскому пляжу.

Я, будучи мальчишкой, неоднократно заглядывал внутрь этого хода. Однако, не имея хороших фонарей, необходимого оборудования и навыков, мы, дети, не смели углубляться в него. Кроме того, появившиеся в конце 50-х годов большегрузные автомобили ГАЗ-51 и ЗИС (ЗИЛ) -150 привели к проседанию всех пустот в черте нашего города. Последнюю точку в судьбе подземных ходов положило массовое строительство жилых домов в конце XX века.

Ярослав КОЗЫРЬ, географ, краевед

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

One comment

Ваш адрес email не будет опубликован.