В Ренийской громаде прошла презентация проекта "Развитие и продвижение зеленого туризма в Дунайском секторе Черноморского бассейна».
Его подготовили ученые из Одессы (Украина), Галаца (Румыния) и Кагула (Молдова).
— Мы попробовали проследить культуру добрососедства этого региона, — сказал доктор исторических наук, профессор Одесского Национального университета им. И. Мечникова Александр Пригарин. — Главная идея: Дунай как граница и Дунай как мост, как река дружбы. Причем, начиная от древности и заканчивая нашим днем — что кооперировало, что солидализировало население на разных берегах.
Ученые подготовили материалы, раскрывающие антропное, природное, культурное, туристическое наследие и потенциал региона Рени – Кагул — Галац.
— В этом плане, конечно, Ренийская громада — это маленький срез всего Буджака, где дружно живут люди разных национальностей — и молдаване, и украинцы, и гагаузы, и болгары, — говорит профессор. — И это такой потенциал нематериального культурного наследия, который сейчас очень интересен и востребован.
Изучение истории нашего края продолжается, в ней остается еще немало загадок. Одну из них представляет мраморная плита, найденная на побережье Дуная, на пересечении улиц Маяковского и Железнодорожной, два года назад. Она датированная 1822 годом, но высеченная на греческом языке надпись до сих пор перевести не удалось. А посему невозможно определиться, где место этому артефакту? Сегодня плита находится на хоздворе ЖКС.
— В старом городе, от современной улицы Пушкина и в сторону порта, жили греки, — рассказывает краевед Михаил Салабаш. – Все мне говорят, что наша находка — это надгробная плита. Но я сомневаюсь: мне кажется, что это часть какого-то памятника.
Профессор Пригарин согласился с тем, что можно рассматривать эту версию, поскольку дата, высеченная на мраморной плите – 1822 год – указывает на одно историческое событие, связанное с освободительным движением греков.
В начале 19 века греки, в том числе греческая диаспора в Одессе, сформировали тайное общество «Филики́ этери́я», которое поставило цель освободить Грецию от османского ига. В первом сражении (1821 год, на территории современной Молдовы) этеристы потерпели поражение, и часть из них бежала за Прут на российскую территорию. Возможно, предполагает профессор, греческие повстанцы, которые сражались за независимость Греции, были и в Рени…
Еще одна интересная страница истории Придунавья – старообрядчество. Михаил Салабаш показал профессору Пригарину место в городе Рени на современной улице Дунайская, где когда-то стояла старообрядческая церковь. Впоследствии ее превратили в склад. Также в городе Рени было и отдельное старообрядческое кладбище, о котором краеведу рассказывал в свое время житель магалы Анатолий Свидерский.
Как известно, в научной деятельности А. Пригарина ведущее место занимает изучение истории россиян-старообрядцев на Дунае, где сформировалось этноконфессиональное сообщество. Каким оно было в городе Рени, это еще предстоит изучить, запечатлеть и обязательно сохранить.
А вот с этим на сегодняшний день есть проблемы:
— В ходе презентации нашей исследовательской части было обозначено несоответствие инфраструктуры тому, что есть в рамках общества, — сказал А. Пригарин. — Да, есть прекрасные музеи в селе Котловине, в школах Нагорного и Орловки, но при этом в очень плачевном состоянии находится музей в городе Рени (после наводнения он находится в аварийном состоянии – прим. Авт). А ведь именно он должен быть центровым, базовым. Я надеюсь, что власть имущие решат эту проблему в ближайшее время.
Антонина БОНДАРЕВА
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!