Из истории старого морвокзала

Великолепный белоснежный особняк, построенный князем Гагариным, был одним из самых красивых в Рени зданий. 

После того, как наш край в 1812 году был присоединен к царской России, вскоре, а именно 8 декабря 1816 года, был официально открыт Ренийский торговый порт. Здесь начали функционировать таможенная и карантинная заставы и пассажирская пристань. Все они находились на западной окраине города, ниже нынешнего железнодорожного переезда. 

После постройки бендеро-галацкой железной дороги 4 ноября 1877 года работа порта и морвокзала заметно оживилась. Здесь же построил свой особняк пионер русского судоходства на Дунае князь Юрий Евгеньевич Гагарин (впоследствии его занимал знаменитый Весёлкин).

В конце 30-х годов прошлого века румынские власти (Бессарабия находилась в составе Румынии с 1918 по 1940 год) перенесли порт ниже по Дунаю, ибо «старый» каждый год заливали речные воды во время весеннего половодья и очередных паводков. Здесь же они затем соорудили элеватор с автономной электростанцией, а чуть ниже, у 9-го причала нынешнего порта, убойный пункт для скота.

В общем, порт переместился с западной окраины на восточную, а морвокзал остался на отшибе вплоть до конца 60-х годов прошлого века. Это обстоятельство порождало большие неудобства для ренийцев из-за удалённости пристани и отсутствия регулярного автобусного сообщения.

Однако нашлась светлая голова и, наконец, во второй половине прошлого века морвокзал перенесли ближе к центру города. Теперь он разместился в нижней части улицы Пролетарской, а к берегу здесь пришвартовали двухэтажный дебаркадер-«поплавок». Вскоре появились быстроходные «ракеты» и десятки ренийцев и гостей города устремились на «крылатые» теплоходы. В летнее время «ракеты» совершали до семи рейсов в день.

Прямого автомобильного пути в Измаил не было. Только в начале 70-х годов XX века была пущена в ход автострада Рени-Измаил. У «ракет» появился серьезный конкурент. Тем более пассажирский автотранспорт ходил ночью, осенью, зимой и весной при более дешевых билетах за проезд.

Однако морвокзал продолжал благоустраиваться. Здесь было сооружено современное двухэтажное здание из стекла и бетона. Внутри его разместились билетные кассы, ресторан, таможня и другие служебные помещения. Также для удобства и безопасности пассажиров был пробит подземный переход – прямо на пристань.

С распадом СССР «ракеты» были сняты с рейса, а их место на суше занял автомобильный транспорт. Возможно, когда-нибудь водное сообщение с Измаилом возобновится. А пока здание морвокзала «оккупировали» разные конторы и ведомства, не имеющие к флоту никакого отношения.

В настоящее время территория старого морвокзала ужасно запущена. А ведь в ноябре 1915 года это место посетил царь Николай II вместе со своим наследником Алексеем. Сейчас старая пристань почти разрушена, а прилегающая территория заросла кустами и деревьями. В красивом особняке с белоснежными лестничными маршами, сооруженном в 80-х годах XIX века пионером русского дунайского судоходства графом Ю. Е. Гагариным, размещалась больница моряков. Сейчас это здание полностью разрушено и разобрано по кирпичику. Ученики ООШ №1, как-то посетившие его руины, назвали этот участок «графские развалины».

Ярослав КОЗЫРЬ, географ, краевед, г. Рени

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Ваш адрес email не будет опубликован.