Основной причиной, почему возникают длинные очереди, является то, что все машины с зерном едут в порт одновременно.
Как компания «Луи Дрейфус» внедрила в работу электронную очередь зерновозов.
О проблеме очередей из зерновозов, которая стала актуальна с марта 2022 года, мы уже писали на страницах нашего сайта.
В марте-апреле 2022 года зерновые потоки, уйдя из морских портов Украины, направились в Дунайские порты, устроив на дорогах Бессарабии такое же огромное скопление зерновозов, как и раньше в Одессе и Николаеве. После открытия «зернового коридора» большинство потоков вернулось в Одесские порты, но и Дунай вовсе не был забыт. А после того, как у «зернового коридора» появились проблемы с инспекцией судов, этот вопрос снова стал в полный рост.
Основной причиной, почему возникают длинные очереди, является то, что все машины с зерном едут в порт одновременно, потому что на зерновых терминалах работает живая очередь по принципу «кто первый встал — того и тапки». Все считают, что чем раньше он приедет, тем скорее обслужится. А в жизни это приводит к большим очередям и длительному бесполезному простою машин, приносящему убытки и проблемы водителям, перевозчикам, трейдерам, жителям и властям припортовых городов. Что мы и видим на дорогах Бессарабии.
Один из самых надежных способов решить эту проблему состоит в том, что бы организовать работу не с уже приехавшими машинами, а с теми, кто только собирается ехать!
Гораздо проще и экономически выгоднее создать электронную очередь приема зерна на терминале и уменьшить издержки на логистику себе и своим партнерам, чем бесконечно пытаться управлять сотнями машин, приехавшими и стоящими вдоль дорог по нескольку суток. Решать бытовые проблемы водителей и общаться с местными властями.
Именно по такому пути и пошла компания Louis Dreyfus Company Ukraine (LDC) – один из лидеров рынка по закупке и переработке сельскохозяйственной продукции и входящая в тройку крупнейших Украинских экспортеров зерновых и масличных культур.
В сложных экономических и социальных условиях 2022 года компания продолжила эффективно работать, используя Дунайские и Одесские порты для экспорта сельскохозяйственной продукции.
Внедрив систему электронной очереди, разработанную компанией «Арт Порт», на крупнейшем Одесском терминале «Бруклин-Киев», а так же в Дунайских портах: Рени и Измаиле, компания сумела организовать ритмичную и спокойную работу своих терминалов без длительного бесполезного простоя водителей и перевозчиков.
Система была запущена в работу в октябре 2022 года, и за это время уже накопился определенный опыт её эксплуатации, о котором мы и хотим рассказать.
В чем суть работы электронной очереди на терминалах компании «Луи Дрейфус»?
Коротко логику работы можно описать так:
- Водитель зерновоза перед поездкой делает заявку о том, что он планирует приехать на терминал и какую культуру он везет. Делается такая заявка через специализированное WEB-приложение, так же разработанное компанией «Арт Порт», и фактически являющееся интерактивной страницей в интернете. Т.е. водитель ничего не устанавливает на свой телефон, а работает через обычный браузер.
- Терминал принимает его заявку и автоматически, в зависимости от планируемого водителем времени и реальным наличием свободных тайм-слотов, назначает ему время (свободный тайм-слот), в который его обслужат.
- Водитель самостоятельно рассчитывает свою поездку и приезжает в накопитель, в котором диспетчер подтверждает факт его прибытия и проверяет правильность всех введенных данных по машине, водителю и ТТН.
- В назначенное время зерновоз приезжает на терминал и разгружается.
Опыт внедрения системы показал, что существовавшие первоначально опасения насчет того, что водители не смогут работать со смартфонами и самостоятельно регистрироваться оказались не верными. Порядка 70 процентов зерновозов регистрируются в очередь заранее, приезжают именно к своему тайм-слоту и обслуживаются без длительного ожидания. Оставшиеся 30 процентов машин, встают в очередь уже по прибытии в накопитель. Причем эта цифра имеет тенденцию к уменьшению, так как водители понимают, что смысла стоять и ждать своего тайм-слота в накопителе нет, лучше регистрироваться заранее. В то же время, только около 2-3% водителей используют кнопочные телефоны без интернета и регистрируются в очередь непосредственно у диспетчеров в самих накопителях. Используя некоторые программные подходы, была решена задача реального многообразия типов телефонов и браузеров, установленных на них. На сегодняшний день система работает на 99 процентах телефонов, используемых водителями.
Так же в системе был решен вопрос с ситуациями, когда водитель задерживается в рейсе и не успевает приехать к назначенному тайм-слоту или отменяет уже согласованную заявку по каким-то причинам. Нажатием всего одной кнопки в своем приложении он сообщает диспетчеру о возникшей ситуации и освобождает свой тайм-слот для других машин.
По словам одного из водителей, после внедрения очереди на ЛДК он, видя, что очередь уже расписана на два-три дня вперед, спокойно занимает нужный тайм-слот на свободное время. И теперь, вместо того, чтобы стоять в накопителе или в поле и ждать, он успевает совершить еще один рейс на другой машине предприятия, заработав дополнительно.
Существуют и машины, которые приехали на разгрузку, не записываясь в электронную очередь. Что происходит с ними? Практически во всех случаях это водители, которые просто не знали о внедрении подобной системы и узнают о её существовании прямо в терминале. Они работают в том же режиме, как и раньше, до внедрения очереди.
Если машина приехала без определенного тайм-слота, то она записывается в очередь диспетчером, или самим водителем, прямо в накопителе. В случае необходимости, диспетчер помогает им это сделать. Просто теперь машина стоит и ждёт своей очереди в накопителе или вдоль дороги, если все места в накопителе заняты. Она может быть обработана раньше своего тайм-слота только в случае, если какая-то из записавшихся в очередь машин не приедет вовремя. Тогда она может «проскочить» в освободившийся тайм-слот, если диспетчер её вызовет.
Что показал первый этап эксплуатации электронной очереди и какие плюсы получили терминалы компании от её внедрения
Прежде всего, система, как и планировалось, оказалась вполне жизнеспособной и выполняет все возложенные на неё функции.
Самое главное – появилась возможность организации планового заезда зерновозов и его равномерного распределения в течение суток, что привело к уменьшению скопление и пустого простоя автомобилей в терминале и вдоль прилегающих дорог.
Далее:
- За счет предварительного ввода информации из ТТН в учетную систему терминала уменьшилось время обслуживания машины при разгрузке и ошибок персонала.
- Появилась возможность заинтересованным сотрудникам и руководству компании видеть реальное состояние очереди на каждом терминале. В частности:
-
- сколько машин в накопителе, какая продукция и её тоннаж в этих зерновозах;
- сколько машин в дороге на терминал, культуры и тоннаж в них;
- сколько машин, культуры и тоннаж, еще планируют завести на терминал – эти данные показывают поданные водителями и принятые системой заявки в очередь.
-
- Все службы, участвующие в закупке и перевалке продукции, получили возможность лучше планировать свою работу.
- Существование «зеленого коридора» для машин, участвующих в работе системы электронной очереди мотивировало не только крупных, но и более мелких трейдеров и контрагентов переходить на плановую работу с компанией LDC.
- Повышение среди водителей и перевозчиков имиджа терминалов компании как таких, на которых резко уменьшено время пустого простоя автотранспорта. Работа терминалов с очередью заезда становится «прозрачной» для всех участников.
- Понимание объемов планируемой сдачи продукции на каждый терминал на ближайшее время и визуализация этой информации для руководства.
- Диспетчеры компании «Луи Дрейфус», работающие на всех терминалах, получили возможность:
-
- Управлять машинами, прибывшими и стоящими в накопителе. Они это делают в специальном модуле «Накопитель», интегрированном в систему электронной очереди. Диспетчера, в зависимости от текущей ситуации, могут быстро и просто формировать нужные им группы машин по типу и качеству зерна, экспортеру, времени прибытия и другим необходимым параметрам и вызывать их на разгрузку.
- Коммуникации с водителями и более удобного управления очередью. Они видят у себя на компьютере, где и с каким грузом находятся зерновозы (в дороге, прошли контрольную точку или уже в накопителе), какие машины можно вызвать на разгрузку в порт и т.д. Им теперь достаточно нажать кнопку в программе и выбранным водителям уйдет СМС сообщение о вызове за документами, в порт на разгрузку, предупреждение о воздушной тревоге или другой не стандартной ситуации в порту и т.п.
-
Последние события с ударами по энергосистеме вызвали проблемы с обеспечением электричеством, и не все идет так гладко, как хотелось бы. Но и в этих условиях терминал может, используя коммуникацию с водителями, планирующим прибытие, вовремя сообщить о задержках или других не стандартных ситуациях и перенести им время прибытия в случае, если в связи с отсутствием электроэнергии или воздушной тревогой, порты не могут работать.
И всё же, не смотря на все не зависящие от компании сложности, работа стала более организованной и системной, что привело к увеличению количества обрабатываемых на терминалах зерновозов.
Вместе с тем, внедрение очереди дало плюсы и партнерам «Луи Дрейфус», получившим реальную возможность планировать свои логистические процессы при сдаче продукции на терминалах компании. Это позволило им сократить непродуктивные расходы на простои автотранспорта, спокойно планировать свою деятельность и нагрузку на водителей.
По опыту эксплуатации выявился и еще один дополнительный положительный эффект от внедрения всей системы, связанный с экологией. Воздух в районе стоянок компании стал значительно чище, ведь в этом районе перестали работать сразу несколько десятков двигателей грузовиков, ранее стоявших в ожидании и часто работавших на холостых ходах, что и привело к уменьшению выбросов углекислого газа.
Видя экономические и организационные плюсы от использования подобного подхода компания, вместе с разработчиками, постоянно думает и работает над совершенствованием продукта, приданием ему новых функций и возможностей. Стремятся автоматизировать еще больше процессов управления очередью, накопителем, машинами в движении и уменьшить нагрузку на диспетчеров, перенеся часть их работы из ручного в автоматический режимы.
Очень бы хотелось, чтобы и другие участники зернового рынка, работающие в нашем регионе, переняли передовой опыт «Луи Дрейфус Компани» и уменьшили пустые простои перевозчиков и скопление машин у портов, терминалов и пограничных переходов. Тем более, с учетом военного времени и того, что большое скопление машин, собранных в одном месте, может стать военной целью.
Опыт 2022 года показал, что Дунай имеет потенциал стать реальной альтернативой портам большой Одессы и Николаева. Дунайские порты показали свою необходимость и значимость для экономики страны. И если в марте-июне 2022 многие еще думали, что переориентация логистики на Дунай — временное явление, скоро всё вернется «на круги своя», и грузы опять пойдут в порты большой Одессы и Николаева, то теперь точно ясно – дунайские порты будут жить и развиваться дальше. Причем, работать они будут не только с зерном и не только в нижнем Дунае, но и в верхнем и среднем. Тем более, что по сообщениям пресс-службы Мининфраструктуры Украины «проходная осадка судов на участке от 0-го километра устья Быстрое р. Дунай до 77-го километра Килийского устья составит 6,5 м, а от 77-го километра до 116-го километра Килийского гирла – 7 м»
Это значит, что после окончания войны работа Дунайских портов уже не станет такой, как была прежде. Порты смогут принимать морские суда, а выстроенные за этот год логистические цепочки будут использоваться страной и бизнесом дальше.
И не зря крупные игроки зернового рынка, такие как «Нибулон», «Луи Дрейфус Компани» (LDC), ЮПСС, SGM, УкрСоя и ещё десятки других компаний вкладывают немалые деньги в свое присутствие в нашем регионе. Да и для страны это лучше – чем больше портов, тем больше возможностей.
Однако компаниям, участвующим в дунайском маршруте, необходимо меняться, чтобы выжить в конкуренции с большими морскими портами Одессы и Николаева уже в послевоенное время. Ведь тогда уйдут задержки и проблемы инспекции судов в Босфоре – конкурировать с ними будет сложнее. Цена логистики, скорость обработки грузов, наличие складов и элеваторов, простои транспорта – все эти вопросы станут значительно острее.
На наш взгляд основными тенденциями и вопросами, которые нужно будет решать бизнесу в 2023 году, среди всех прочих, будут:
- Проблема очередей и простоев автотранспорта, которую мы рассмотрели выше и обозначили пути её решения. Сюда же нужно включить и организацию работы накопителей и пограничных переходов в регионе. Хорошо бы, организовать их работу так, чтобы водителям, перевозчикам, грузоотправителям и грузополучателям было бы удобнее и выгоднее стоять там, а не вдоль дорог.
- Отсутствие специально оборудованных складов и элеваторов и автоматизация их работы. Стивидорам из-за отсутствия возможности заранее собирать судовые партии, в большинстве случаев, приходится грузить баржи прямым способом – «из машины в баржу». Для этого им приходится собирать зерновозы в накопителях или рядом с портами, а потом вызывать на разгрузку небольшими партиями, что опять же создает «толкучку» вдоль дорог.
- Резкое увеличение документа оборота и возникающие при этом ошибки. Только автоматизация этих рутинных операций может дать положительный результат.
- Организация работы с учетом перебоев с электричеством и связью. Проблема не такая простая, как кажется на первый взгляд, но уже есть отработанные методы ей решения.
- Экспорт не просто масличных культур, а продуктов их переработки. Продавать подсолнечное масло гораздо выгоднее, чем просто семечку. Не зря в Измаильском порту был построен терминал по перегрузке наливных пищевых грузов компании «ЮПСС Измаил», он имеет все перспективы быть загруженным работой в дальнейшем.
- Изменение схем логистики и необходимость быстрого и точного просчёта её стоимости. В нынешней ситуации слишком быстро могут меняться условия и стоимость работ. Логистам компаний нужно уметь быстро и качественно считать стоимость рейса, с учетом авто, ж/д тарифов, выполняемых погрузочно-разгрузочных и других работ, при различных условиях. Сделать это «на листочке» сложно, для этого нужна автоматизация и диджитализация этих работ.
- Комплексный подход к разработке и внедрению систем автоматизации учета и управления. Как показал опыт работы компаний «АртПорт» и «IT Технологии» при создании и внедрении АСУ в Дунайских портах в 2022 году нужно еще на этапе её проектирования позаботиться о совместимости технических и программных средств. Компании, занимавшиеся самостоятельной закупкой технических средств (для фотофиксации, шлагбаумы, светофоры, считыватели и т.п.) и считавшие, что они на этом сэкономили, в итоге потратили больше времени на интеграцию их с АСУ и на решение всех технических проблем, связанных с её обслуживанием во время эксплуатации.
Все эти и другие вопросы будут обсуждаться на бесплатном вебинаре, который пройдет 10 марта 2023 года. Записаться на него можно по этой ссылке.
Александр Тодуров,
начальник отдела маркетинга компании «Арт Порт»
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!